play_arrow

#Спрашивали? Отвечаем! / Сторителлинг: современная реинкарнация древнего искусства

Школа.Москва 11.01.2021 16


Background

В далекие-далекие времена, сотни веков назад, человечество взрослело у костров. Днем — схватки с дикими зверями, поиск и сбор плодов. Вечером, когда все племя в сборе и дневные дела закончены, — подведение итогов дня и воспоминания о былом. Таким образом развивался язык. Именно тогда же, как говорят современные исследователи, родился и сторителлинг.

Сторителлинг — калька с английского storytelling, «рассказывание историй». Фильмы и песни, самое очевидное — книги (не только художественная литература, но и нон-фикшен), выступления и речи — всё, чем богато наше общество, тянется оттуда, именно из тех историй у костра. Они и сейчас порой встречаются — в детских страшилках и на страницах приключенческих книг.

Традиции разных стран сохранили свои названия для сторителлинга и его «проводников»:

Бурракатха — индийское искусство рассказывания историй под музыку и с танцами, обычно одним рассказчиком и двумя помощниками. Пиньшу — форма китайского народного театра: один актер рассказывает истории со сцены.
Гриот — профессиональный певец, музыкант и сказочник, зачастую бродячий, у народов Западной Африки. Магид — еврейский религиозный проповедник, гуру ораторского мастерства.
Скальд — скандинавский поэт и певец.

 

Шанахи — ирландский сказитель, хранитель фольклора.
Театр одного актера — в западной традиции в целом.    

Сторителлинг пригодится всем и всегда в жизни — как навык и умение, что и отличает его от писательского мастерства (creative writing), ораторского и других подобных искусств.

Так, в маркетинге приемы сторителлинга служат тому, чтобы привлечь и удержать внимание людей к товару. В бизнесе ни один отчет не обходится без презентации, а значит, нужны навыки выступления и рассказывания историй.

Сторителлинг активно используется и в образовании. Конечно же, если школьники слышали что-то о его приемах, то рассказывать пройденный материал у доски или готовить устный доклад им будет легче. Но есть и более обстоятельный подход. Например, Лоринда Браун, почетный лектор Бристольского университета в Великобритании, изучает роль историй (или нарративов) в преподавании математики. Исследует она не только то, как ученики понимают предмет и насколько способны мыслить творчески, но и то, как учителя выстраивают урок. Для этого она использует нарративные интервью.

Этот прием широко задействован и в одноименном психологическом подходе. Нарративная терапия была создана в конце прошлого века в Австралии, и много сил одним из ее основателей, Майклом Уайтом (Michael White), было брошено на работу с трудными подростками и детьми.

Стоит рассказать про такой случай. К психотерапевту как-то раз привели мальчика с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — прим. ред.), Джеффри. С ним никто не мог справиться, а перспектива постоянно пичкать ребенка таблетками не устраивала родителей. Он скакал по кабинету, изображая лошадь, и Майклу ничего не оставалось, кроме как предложить забавную и в то же время понятную для ребенка игру. Мальчику нужно было представить свое заболевание, нарисовать его, догадаться, что оно хочет от Джеффри, — а потом спросить у себя, хочет ли он сам того же. Цели у «непослушного» СДВГ и ребенка, естественно, разошлись. Джеффри назвал СДВГ «подлым» и добавил: «А еще он хулиган и безобразник». Ребенок сам придумал семь вариантов того, как «поставить СДВГ на место».

В этом и состоит принцип нарративной психотерапии: авторство человека в своей жизни и отделение его от проблемы, которая мучает сейчас, позволяют вернуть «сбившийся с пути» интерес к действительности.

Майкл Уайт, австралийский психолог, основоположник нарративной терапии

Достоинства сторителлинга для образовательного процесса

  1. Повествование развивает воображение. Если ребенок слушает рассказ, а не смотрит видео, если рассказывает что-то сам, растет его способность воображать или придумывать. Так развиваются задатки инновационного, свободного мышления.
  2. Совершенствуются вербальные навыки (или навыки устной речи). Дети расширяют словарный запас, знакомятся с тонкостями словоупотребления и многозначностью слов, особенностями и логикой построения сюжета. Даже произношение становится лучше — ему, естественно, трудно обучить без практики.
  3. Повышается уровень понимания предмета. На начальных этапах ребенку бывает тяжело разобраться в теме, соотнести с реальной жизнью то, что он усвоил на уроках. Подача материала в форме сторителлинга увеличивает эмоциональную вовлеченность ребенка, а значит, он с бо́льшим желанием включается в образовательный процесс.
  4. Возрастает концентрация внимания. Маленьким детям, да и подросткам, иногда приходится бороться со скукой. А захватывающая история может заинтересовать человека любого возраста — как деталями, так и неожиданной концовкой.
  5. Многие истории учат ценностям, важным для семьи, школы, нации. Правильно выбранная история — сама по себе хороший учитель и воспитатель. Воспринятые в детстве, такие истории могут оказаться настоящим подспорьем и ориентиром в трудную минуту уже во взрослом возрасте.
  6. Сторителлинг научит сходиться с другими людьми, а также поможет справиться со страхом публичных выступлений. Это инструмент преодоления боязни и различий, который может показать, что у каждого человека есть своя история за плечами.
  7. Наши истории — выражение свободы. Как социальные существа, люди нуждаются в коммуникации и выражении себя. Рассказывая истории, мы растем и развиваемся, узнаем себя и других. Только знакомясь со своей историей, мы можем ее изменить и открыться навстречу иному, более счастливому будущему.
  8. Ученые с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии) доказали, что обычно мозг человека «рассеян», однако истории способны задействовать больше его участков. Знакомство с каждой историей порождает «сцепку» — новые нейронные связи.

Похоже, что сторителлинг вполне оправданно пользуется любовью и уважением в разных уголках земного шара!

Если вам интересно попробовать себя в сторителлинге, то вот пара упражнений для детей и родителей, чтобы познакомиться с удивительным миром рассказчиков и сказителей.

Упражнение 1. В выходной день можно отправиться в кафе в центре города, чтобы понаблюдать за окружающими незнакомыми людьми. Ничто не мешает давать им имена и рассказывать друг другу выдуманные истории про их жизнь и приключения.

Упражнение 2. Попробуйте сочинять историю вдвоем. Начинает взрослый, продолжает ребенок — и такая смена происходит постоянно, до логического завершения рассказа. Можно экспериментировать: каждый придумывает по предложению, развивая ход истории, — или же история прерывается внезапно, а очередному рассказчику нужно подхватывать ее неожиданно для себя, быть всегда готовым.

Упражнение 3. Нужно написать рассказ или даже стихотворение, в которых начальные буквы предложений или строк идут по алфавиту. Еще одна вариация, когда надоест алфавит, — акростих. Это форма стихотворения, в которой начальные буквы строк образуют какое-либо слово или выражение.

Сторителлинг как явление, каким бы распространенным в разных языковых культурах он ни был, стал у нас популярным относительно недавно. Начали открываться школы и создаваться курсы на любой вкус. Редакция журнала «Школа. Москва» подготовила для вас подборку мест, где проходят занятия по сторителлингу.

Курсы для взрослых

  • Сторителлинг-клуб «Спичка» регулярно проводит бесплатные встречи во взрослых библиотеках, в том числе в Культурном центре ЗИЛ и Центральной библиотеке им. Н. А. Некрасова. Летом занятия проводятся в парке Горького.
  • Gostorytelling — команда актеров и театральных педагогов, которые не только устраивают спектакли в жанре сторителлинга, но и обучают ему взрослых и детей.
  • На бесплатной образовательной интернет-платформе Coursera можно найти несколько англоязычных курсов по сторителлингу (Storytelling and influencing: Communicate with impactTransmedia Storytelling: Narrative worlds, emerging technologies, and global audiencesPresentation skills: Speechwriting and Storytelling).
  • На платформе iversity есть интердисциплинарный бесплатный немецкий курс «Будущее сторителлинга» (The Future of Storytelling) — правда, на английском языке.

В социальной сети «ВКонтакте» также есть несколько групп по сторителлингу:

  • «Вечера живых историй» — storytelling.postindustrial;
  • «Сторителлинг-спектакли при Патриаршем центре духовного развития» — storytellingsobytie;
  • «Школа Боевых Сказочников» — shkolaskazochnikov.

Занятия для детей

  • Интерактивный курс для школьников (13–14 лет) в лектории «Прямая речь» проводится несколько раз в год, например в январе, на новогодних каникулах.
  • В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля тоже есть курс «Сторителлинг», куда принимают детей с 5 до 13 лет.
  • «Искусство сторителлинга» (The Art of Storytelling) — бесплатный и очень интересный онлайн-курс на английском языке от известнейшей американской студии мультфильмов Pixar. Он доступен на платформе Khan Academy; на русском языке есть канал на YouTube — «Уроки сценария от Pixar на русском».

текст:  Анастасия Перова; фото:  Г. Матвеев, NATIONALGEOGRAPHIC.COM